Загрузка...
Ошибка

Реформа провалена. Всем спасибо

Ответить на тему

BOPOH

+3  
Реформа провалена. Всем спасибо-Федеральная антимонопольная служба РФ (ФАС) считает, что метод тарифообразования RAB, который в настоящее время применяется к услугам по транспортировке электроэнергии в России, не оправдывает себя. Об этом на прошлой неделе заявил замглавы ведомства Анатолий Голомолзин. По его словам, метод RAB-регулирования, основанный на возвратности на вложенный капитал, был призван оптимизировать инвестиционные программы сетевых компаний и способствовать снижению тарифов на передачу. Но по факту RAB-тарифообразование оказалось таким же затратным механизмом, что применялся ранее, с той разницей, что теперь в тарифе учитываются не прошлые, а будущие затраты.
Для совершенствования тарифообразования в энергосетевом хозяйстве Голомолзин предложил ввести систему ценового арбитража, когда антимонопольщики еще на этапе формирования тарифа будут участвовать в работе региональной энергетической комиссии с правом совещательного голоса. Собственно, об этой же мере ранее заявлял вице-премьер Игорь Сечин, курирующий энергетику. Сечин также предложил изменить методику расчета цен на мощность в сегменте генерации электричества. Все эти меры стали обсуждаться после того, как российский президент Дмитрий Медведев и премьер-министр Владимир Путин выразили озабоченность темпами прироста в последние годы цен на электроэнергию для промышленных потребителей. Так, в 2011 году они превысили одобренный государством предельный уровень в 15%.
Проблема в том, что государство не предусмотрело механизмов ограничения безудержного роста цен на электроэнергию. Действующий принцип маржинального ценообразования в отрасли противоречит интересам потребителей электроэнергии (см. «Пора подумать о потребителях» в «Эксперте» № 8 за этот год). Причем наиболее «зловредным» оказалось как раз тарифообразование в сетевом хозяйстве и энергосбытовой сфере. Специалисты, отвечающие за регулирование рынка, говорят, что они более-менее понимают, как формируется цена на оптовом рынке электричества, а вот что происходит в регионах, для них загадка. Если на оптовом рынке цена за 1 кВт•ч электроэнергии стоит, скажем, полтора рубля, и понятно, из чего она складывается, то, как на выходе для конечного потребителя цена достигает шести рублей и выше за киловатт-час, никто в отрасли объяснить не может.
Таковы плачевные результаты реформы электроэнергетики, запущенной много лет назад Анатолием Чубайсом и вышедшей на завершающую стадию в этом году. Главная ее заявленная цель: «создание конкуренции приведет к снижению цен на электроэнергию» — достигнута не была. Реформа, напротив, привела лишь к локальному и региональному монополизму и опасному росту цен. В некоторых случаях цена на электроэнергию для крупных российских промышленных потребителей превышает уровень США и Западной Европы.
Вторая задача реформы — привлечение инвестиций в энергетику — была решена только с точки зрения распродажи активов РАО ЕЭС. Серьезные инвестиции в модернизацию и новое строительство так и не пошли. Правительство уже несколько раз пересматривало параметры реализации инвестпрограмм в сторону их снижения и пролонгирования. Между тем деньги на развитие у энергетиков есть. Даже без учета доходов от приватизации отрасли и введения платы за предоставление мощности и так называемых ценовых инвестиционных составляющих в тарифе энергетики могли бы только за счет маржинального роста цен уже построить 9 ГВт новых мощностей генерации (это примерно 5% от существующих).-Источник

Пора подумать о потребителях // «Эксперт» №8 (742) от 28.02.2011

Пора подумать о потребителях
Требуется срочная корректировка правил и параметров функционирования оптового рынка электроэнергии и мощности. В интересах потребителей нужно отказаться от маржинального ценообразования, приносящего неоправданные доходы производителям и продавцам, и организовать вторую биржу электроэнергии
Результаты практически завершенной реформы электроэнергетики свидетельствуют, что главная поставленная цель не была достигнута. Начинавшаяся под лозунгом «Конкуренция приведет к снижению цен на электроэнергию» реформа, напротив, привела к серьезному росту цен: с 2007-го по 2010 год они выросли почти в два раза.
Можно ли объяснить это необходимостью модернизации и инвестициями в основные фонды? Долгосрочный рынок мощности, призванный обеспечить собственникам генерации возврат инвестиций, должен заработать лишь в этом году. Причина безудержного роста цен на электроэнергию другая: действующий принцип ценообразования на оптовом рынке является наиболее слабым звеном рыночной электроэнергетики. Он противоречит интересам потребителей электроэнергии. Этот системный перекос в экономике страны необходимо устранить.
Особенности маржинального ценообразования
Что такое справедливая цена? Это цена на товар, покрывающая издержки на его производство и дающая продавцу справедливую прибыль. В условиях совершенной конкуренции справедливая цена устанавливается на основе взаимного компромисса между продавцами и покупателями.
В условиях монополии, в прежней российской электроэнергетике, она устанавливалась государством в виде тарифов на электроэнергию и мощность. Теперь у генерирующих компаний появилось несколько источников для покрытия затрат: оптовый рынок электроэнергии (ОРЭ), разделенный на несколько сегментов (рынок «на сутки вперед», «балансирующий» рынок, долгосрочные двусторонние договоры и проч.), и рынок мощности. Экономическая эффективность энергокомпании сейчас зависит от того, насколько искусно ей удастся распределить составляющие своих затрат между разными источниками — по сегментам рынка электроэнергии и рынка мощности.
Ключевым сегментом ОРЭ выступает рынок «на сутки вперед» (РСВ). Здесь цены в идеале должны обеспечивать генерирующим компаниям покрытие переменных (топливных) издержек и определенную долю прибыли. Измерить эти затраты можно достаточно точно. Другие виды издержек — фиксированные и инвестиционные — сложнее рассчитываются и окупаются на более длительных временных интервалах.
Изначально оптовый рынок электроэнергии и мощности проектировался в интересах новых собственников таким образом, чтобы генерирующие компании имели гарантированные дивиденды при отсутствии государственного тарифного регулирования. И принцип маржинального ценообразования, применяемый на рынке «на сутки вперед», позволяет успешно решать эту задачу. Однако в ущерб другой стороне — потребителям.
Проиллюстрируем принцип работы маржинального ценообразования на примере покупки на базаре винограда социальным работником для двух пенсионеров, заказавших разное количество товара. На базаре виноград продают два продавца по разным ценам. Разумный соцработник сначала выкупит весь товар у торговца с меньшей ценой и, в том случае если этого товара не хватит для удовлетворения его запроса, докупит недостающий объем по более высокой цене. Потом он отдаст заказчикам необходимое им количество товара по средневзвешенной, с учетом объемов закупки, цене предложения двух торговцев. Таков принцип справедливого рыночного ценообразования. Действительно, оба пенсионера получат заказанный ими виноград по одной цене, причем минимально возможной. Продавцам тоже жаловаться не придется. Каждый из них продаст товар по своей цене. Первый при этом меньше рискует остаться вне рынка. Второй — рискует остаться с нереализованным товаром, если не снизит цены.
Согласно маржинальному принципу, действующему сегодня на ОРЭ, соцработник должен купить виноград и у первого, и у второго торговца по наиболее высокой цене (в нашем случае — по цене второго продавца), заставив первого торговца согласиться на продажу товара по большей цене, чем тот предлагал. При этом пенсионеры вынуждены будут заплатить лишние деньги, а первый продавец получит неожиданную сверхприбыль.
В реальности на рынке электроэнергии все происходит несколько иначе (см. «Как устроено ценообразование на рынке электроэнергии»). Электроэнергия — специфический товар. А рынок электроэнергии — рынок несовершенной конкуренции. В частности, спрос на электроэнергию практически не зависит от текущей ценовой ситуации на рынке, а цена зависит только от коллективного производства электроэнергии на множестве электростанций, различающихся по технологии, мощности и затратам. Признаком несовершенства конкуренции является еще один важный момент — небольшое количество собственников, имеющих рыночную власть. Сейчас компаниям с государственным участием принадлежит 52% установленной в отрасли мощности, а девяти основным частным компаниям-собственникам — 36% установленной мощности. О рыночной конкуренции на ОРЭ при таком количестве основных игроков со стороны производителей говорить несерьезно.
Очевидное следствие маржинального принципа ценообразования на электроэнергию — ущемление интересов потребителей, которые вынуждены приобретать все более дорогую энергию, а также незаслуженная сверхприбыль продавцов. В этих условиях достаточно сколь угодно малого предложения энергии по завышенной цене, чтобы большинство участников могло продавать электроэнергию не по справедливой рыночной, а по этой завышенной, маржинальной цене.
В структуре розничной цены на электроэнергию 61% приходится на генерацию (оптовый рынок), 32% — на передачу (сети), остальное — на инфраструктуру и сбытовые надбавки. Из приведенных пропорций следует, что рост цен в генерации максимально влияет на рост конечной цены электроэнергии.
Риски и последствия
Рынок «на сутки вперед» будет справедливым, если сможет обеспечивать потребителей электроэнергией по ценам, стимулирующим как энергосбережение, так и развитие инновационных процессов в промышленности и ЖКХ. Заниженные цены могут приводить к расточительству у потребителей, а завышенные — к неоправданному снижению ее потребления, неплатежам и невозможности широкого внедрения инновационных технологий.
Используемый сегодня на РСВ принцип маржинальной цены создает крайне невыгодные условия для потребителей и в то же время тормозит модернизацию производства электроэнергии. Потребители вынуждены покупать электроэнергию с рынка по самой высокой цене, что ведет к стагнации их производства. А у целого ряда «благополучных» производителей электроэнергии, получающих незаслуженные, несправедливые бонусы, уменьшается стимул к реконструкции и модернизации своих мощностей. Зачем вкладываться в модернизацию, если можно и так неплохо зарабатывать на продаже электроэнергии?
Полностью либерализованный рынок, который должен заработать в этом году, неизбежно приведет к повышению оптовых цен до уровня маржинальных, соответствующих издержкам наименее экономичных станций и неоправданному ущербу населения, промышленных потребителей во всех сегментах экономики и в социальной сфере.
Использование маржинального принципа формирования цен кроме стагнации потребления неизбежно приведет и к потере конкурентоспособности российских промышленных предприятий и, как следствие, будет подстегивать последних к созданию собственных генерирующих мощностей. В теплофикации этот процесс уже носит массовый характер. В целом же на генерацию частного пользования приходится пока 8,4 ГВт, или 3,8% от совокупной установленной мощности России.
Как уже отмечалось, использование маржинального ценообразования ведет к необоснованному получению сверхприбыли большинством производителей, которые, по сути, ничего не сделали для ее получения. Ведь наибольшую «дополнительную» прибыль получают не те станции, которые особенно нуждаются в реконструкции и модернизации, а станции вполне благополучные. Например, издержки ОГК-4 одни из самых низких в отрасли, на 30% меньше среднего значения по шести тепловым ОГК. При маржинальном ценообразовании ее бонус на рынке будет наиболее значительным. А унаследованное от РАО ЕЭС состояние основного энергетического оборудования на станциях компании — весьма приличное, его физический износ средний в отрасли. Получен обратный эффект: нормальная по техническому состоянию компания получает самый большой выигрыш от действующего ценообразования на ОРЭ, хотя нуждается в этом меньше других.
Еще более вызывающая ситуация возникает в том случае, когда генерирующая компания имеет, скажем, две станции. Одну — большой мощности и достаточно экономичную, вторую — небольшую и неэкономичную, но являющуюся при этом замыкающий в балансе энергорайона (см. «Как устроено ценообразование на рынке электроэнергии»). Тогда в целом для компании экономически невыгодно заниматься модернизацией второй «плохой» станции. Потому что при действующей модели ценообразования она является причиной получения сверхприбыли для первой большой станции. В интересах энергокомпании стоит сохранять плохую станцию как можно дольше.
Системные ошибки в ценообразовании, вызывающие непредсказуемый и непрозрачный рост цен, немедленно приводят к системным неплатежам. Причины их понятны: при сильной волатильности рынка электроэнергии (цены меняются каждый день, каждый час) предприятие-потребитель каждый месяц получает разные счета на оплату электроэнергии и при постоянно растущем ценовом тренде к концу текущего года выходит за рамки своего планового бюджета (зачастую на 30 и более процентов). Энергию израсходовали, а оплатить ее нечем. И так из года в год.
Ценовые риски особенно опасны для малого и среднего бизнеса. Крупному бизнесу легче обойти их, например, за счет создания собственных энергообъектов (генерация частного пользования). Кроме того, крупным промышленным предприятиям — основному источнику налоговых поступлений в своем регионе — проще договориться о специальных ценах на поставку топлива и других льготах.
Маржинальный сбыт
Свою долю маржинальности вносят в ценообразование и сбытовые компании. Они продают электроэнергию конечным потребителям (кроме населения) по ценам, формирующимся на основе механизма трансляции цен с оптового рынка на розничный, к которым добавляются их собственные затраты (на передачу и распределение электроэнергии в данном регионе, на оказание сбытовых услуг и осуществление обязательных платежей инфраструктурным организациям отрасли — Системному оператору и АТС). При этом механизм формирования конечной цены для розничных потребителей остается совершенно непрозрачным. При отсутствии у них квалификации для самостоятельного анализа ценовой конъюнктуры они не могут проверить обоснованность выставленных счетов и вынуждены полностью полагаться на расчеты энергосбытовых компаний.
Такая бесконтрольность открывает перед недобросовестными сбытовиками возможность искусственного завышения цены покупки электроэнергии и мощности с оптового рынка. Например, счета для потребителей могут формироваться на основе максимальных цен покупки с оптового рынка за рассматриваемый период (сутки, неделя, месяц). В полном соответствии с принципом маржинальности цен на ОРЭ. А поскольку российские счета в отличие, например, от европейской калькуляции не содержат подробную почасовую расшифровку, отражающую объемы и цены покупки электроэнергии на оптовом рынке, то дурить клиентов просто. Для этого достаточно выставить клиенту счет не на основе средних значений всех своих сделок на электроэнергию на оптовом рынке, осуществляемых сбытовиком, скажем, за месяц, а только на основе самых дорогих.
При этом существующий розничный рынок системно не регулируется, здесь отсутствует финансовый надзор (в отличие от ОРЭМ, за которым следят и ФАС и ФСТ). Складывается удивительная ситуация, когда интересы промышленных потребителей на государственном уровне защищать некому. Хотя потребители обеспечивают финансовые потоки генерирующим компаниям, сетевым предприятиям и инфраструктурным организациям, они не располагают реальной рыночной властью и протестовать могут лишь неплатежами. В настоящее время задолженность на розничном рынке уже превышает 100 млрд рублей. В дальнейшем ситуация может только ухудшаться из-за грядущего увеличения цен на топливо, которое коснется и российской электроэнергетики. До сих пор электроэнергетика находится на особом положении и имеет особые (демпинговые) цены на газ. Если это положение изменится, то катастрофический рост цен на электроэнергию неизбежен (см. «Сколько будет стоить электроэнергия»).
В сегодняшних условиях потребитель не может получить прогноз цен на электроэнергию и мощность для средне- и долгосрочных периодов, определить зависимость изменения этих цен от технологических характеристик собственного производства, рассчитать наиболее экономичный график нагрузки, эффективно спланировать бюджет расходов на покупку электроэнергии и мощности. Да и квалифицированного консалтинга, который мог бы помочь в этом, на розничном рынке нет.
Между тем организовать контроль за работой непрозрачного сбытового сегмента не только необходимо, но и не так уж сложно, хотя и хлопотно. Опорная информация для аудита существует. Тарифы на передачу, тарифы инфраструктурных платежей, а также сбытовые надбавки для гарантирующих поставщиков определяются регулирующими органами (для коммерческих энергосбытовых компаний — договором), и они неизменны в течение года. Часовые цены оптового рынка для трансляции на розницу по регионам публикуются на сайте АТС. Поэтому дать первичную оценку обоснованности сумм, указанных в счетах на электроэнергию, можно даже на основе этих данных, если известен режим энергопотребления предприятия-потребителя. Зная свои настоящие цены на электроэнергию, потребители смогут аргументированно работать на понижение, то есть вести переговоры со сбытовой компанией с целью получения справедливых счетов. Или сменить сбытовую компанию.На оптовом рынке электроэнергии принято маржинальное ценообразование : покупатели обязаны приобретать энергию по цене самого дорогого продавцаВозможные системные решения
Действующая маржинальная модель ценообразования на рынке электроэнергии не единственная. Есть другие. Экспертами предлагалось использовать вторую модель рынка «единого покупателя» (см., например, монографию главного научного сотрудника Института систем энергетики им. Л. А. Мелентьева Сибирского отделения РАН Льва Беляева «Проблемы электроэнергетического рынка»). Она в значительной степени снимает все перечисленные выше противоречия. Этот вариант основан на использовании полноценной конкуренции среди производителей энергии. Еще раз подчеркнем, что речь идет о рынке электроэнергии «на сутки вперед».
Однако повсеместный и одномоментный переход ко второй модели в настоящее время вряд ли оправдан. Слишком велики риски очередного реформирования электроэнергетики. Более предпочтительны толерантные меры.
Мы предлагаем одновременно с действующим оптовым рынком электроэнергии «на сутки вперед» ввести в качестве эксперимента вторую биржевую площадку в размере 10–15% от объема РСВ с последующим увеличением его объема. Ее вполне можно организовать на базе одной из действующих торговых площадок (бирж). При этом новую биржу имеет смысл сразу построить на правильных основах и избежать чрезмерно усложненности энергобиржи АТС, переделать которую сейчас под новые правила практически невозможно — это приведет к коллапсу всей торговли. Эту малую биржу можно сделать без изменения законодательства и алгоритма работы Системного оператора: интегрировать торговые графики двух бирж позволяют особенности действующих регламентов АТС.
Чтобы ценообразование на новой площадке стало справедливым, на ней необходимо ввести определенные правила (см. «Если торговать по-новому»), по сути, моделирующие поведение разумного социального работника, закупающего на рынке виноград для пенсионеров. Похожие правила уже существуют в системе ценообразования на электроэнергию в Великобритании (см. «Долой маржинальность»). И в России целесообразно провести аналогичную модернизацию оптового рынка электроэнергии.

Как устроено ценообразование на рынке электроэнергии // «Эксперт» №8 (742) от 28.02.2011

Как устроено ценообразование на рынке электроэнергии
Часто под ценами на электроэнергию понимают те, которые регулярно публикуются на сайте Администратора торговой системы (АТС). Это средневзвешенные равновесные цены на электроэнергию по двум ценовым зонам, фактически оптовые ценовые индексы. Для реальных экономических расчетов они не пригодны: цены в каждом субъекте РФ отличаются от этих значений на величину потерь в сетях и системных ограничений.
У единой энергетической системы есть особенности — определенная конфигурация сети (топология), отдельные звенья которой характеризуются пропускной способностью и техническими потерями, что накладывает серьезные ограничения и на ценообразование. К примеру, передать электроэнергию из дешевой зоны в более дорогую во многих случаях невозможно: или не позволяет пропускная способность, или это слишком дорого (на больших расстояниях велики потери).
Реальное ценообразование происходит на так называемой расчетной модели, содержащей более 6 тыс. узлов. Это ценообразование существенно зависит от действий Системного оператора (диспетчерских управлений), который загружает станции с учетом указанных выше ограничений, добавляя к ним свои требования по надежности и качеству электроэнергии. При этом в каждом узле каждый час рассчитывается целевая функция от многих переменных с тем, чтобы одновременно обеспечить оптимальную загрузку станций и оптимальные цены. Критерий оптимальности режима работы станций — минимум их суммарных часовых топливных затрат на покрытие заданной в системе нагрузки с учетом затрат на передачу электроэнергии по ЛЭП и системных ограничений. По сути дела, правила торгов описывают метод расчета узловых цен с помощью сложной оптимизационной математической модели. Одна лишь распечатка регламентов, описывающих функционирование ОРЭ, — это стопка документов толщиной почти в дециметр.
Наиболее ярко особенность маржинального ценообразования проявляется в те моменты, когда происходит рост нагрузки потребителей. Тогда требуется увеличить полезный отпуск, подключить дополнительные мощности оптимальным образом, то есть выбрать из имеющихся предложений лучшее, которое, в частности, обеспечит минимум затрат на топливо и на передачу электроэнергии.
Вот простой пример с некоторыми упрощениями. Допустим, в балансе участвовали энергообъекты, поставляющие электроэнергию по ценам 60, 70, 80 копеек за киловатт-час. При росте нагрузки Системный оператор вынужден подключить станцию, способную продавать энергию только за 110 копеек. Она становится замыкающей в балансе, и с этого момента электроэнергия у всех остальных станций этого узла начинает покупаться по цене 110 копеек, а не по цене, по которой они выставляли свою энергию. Таким образом, замыкающие станции (самые дорогие, у которых больше издержки, больше расходы топлива) оказывают определяющее воздействие на уровень узловых цен.

Сколько будет стоить электроэнергия // «Эксперт» №8 (742) от 28.02.2011

Сколько будет стоить электроэнергия
Федеральная служба по тарифам начиная с 2011 года будет ежегодно утверждать понижающие коэффициенты к равнодоходной цене на газ. В 2011 году — 0,6, в 2012 году — 0,7, в 2013 году — 0,8 от среднего уровня равнодоходных цен. Полностью перейти на равнодоходные цены предполагается в 2014–2015 годах.
В настоящее время спотовая цена на природный газ в Европе составляет 6,5 рубля за кубометр, а спеццена на газ для российской электроэнергетики — около двух рублей за кубометр.
Средневзвешенный по установленной мощности удельный расход условного топлива по 317 российским тепловым станциям составляет 343,31 кг на мегаватт-час электроэнергии. При этом среднеквадратичное отклонение — волатильность — удельного расхода условного топлива по отрасли от этого значения составляет 31,45%. С учетом отраслевой волатильности удельного расхода условного топлива и мировой цены на газ замыкающие станции при маржинальном ценообразовании будут иметь только топливные издержки не менее трех рублей на киловатт-час. При добавлении фиксированных издержек эта величина подрастет еще на 35%. Если же учесть затраты на передачу, инфраструктуру и сбытовые надбавки, то средняя розничная цена может достичь восьми рублей за киловатт-час.
Такой уровень розничных цен уже зафиксирован в Нижегородской области. Для сравнения: в 2010 году среднегодовая оптовая цена электроэнергии составила 0,842 рубля за киловатт-час. А средневзвешенная розничная цена для всех категорий потребителей — 2,03 рубля за киловатт-час. Текущая оптовая цена на Европейской энергобирже 2 рубля за киловатт-час.

Если торговать по-новому // «Эксперт» №8 (742) от 28.02.2011

Если торговать по-новому
Основные положения торговли на бирже электроэнергии, использующие не маржинальный, а справедливый принцип ценообразования, следующие:
— на каждый час предстоящих суток формируется суммарное прогнозное потребление всеми потребителями;
— с учетом поданных ценовых и объемных заявок производителей и ранее заключенных договоров с потребителями идет оптимальное распределение нагрузок между станциями и определяются все стоимостные показатели режима;
— в расчетах из совокупного потребления электроэнергии вычитаются объемы потребления по заключенным ранее долгосрочным договорам;
— определяется средневзвешенная стоимость электроэнергии для потребителей, не заключавших долгосрочных договоров, которая и будет справедливой ценой электроэнергии на рынке «на сутки вперед» на данный час;
— каждый продавец электроэнергии получает оплату, соответствующую его заявке.
В итоге потребитель будет покупать энергию по ценам, соответствующим фактическому «перемешиванию» издержек всех станций отрасли, участвующих в оптовом рынке. Таким образом, российские промышленные предприятия (потребители) получат одинаковые стартовые и конкурентные условия для своей деятельности и возможность долгосрочного планирования расходов на электроэнергию. При этом сами станции по-прежнему останутся в конкурентных отношениях друг с другом из-за того, что их реальная прибыль будет зависеть в первую очередь от их умения уменьшать собственные издержки, то есть за счет собственной предприимчивости.
По-видимому, новая площадка будет весьма привлекательна не только для потребителей энергии, но и для некоторых генерирующих компаний. Скажем, сюда наверняка будет интересно перенести свою генерацию «Газпрому» (который является основным собственником в ОГК-2, ОГК-6, «Мосэнерго» и ТГК-1, а это 16% всей установленной мощности электроэнергетики России). Ведь это даст ему политическое основание для повышения цен на газ («цены на газ повышаются — цены на электроэнергию снижаются»). При этом Газпромэнергохолдинг хотя и пострадает от снижения цен на электроэнергию при переходе на новое ценообразование, но не сильно. Скажем, ОГК-2 и ОГК-6 по затратам на топливо интегрально находятся на среднем уровне (см. график 2), поэтому при новой торговле уменьшение их доходов не будет большим. Однако «Газпром» существенно выиграет от повышения цен на газ для электроэнергетики (на нее приходится треть объема внутреннего потребления газа).

Долой маржинальность // «Эксперт» №8 (742) от 28.02.2011

Долой маржинальность
Российская реформа электроэнергетики очень похожа на реформу полностью государственной электроэнергетики Великобритании. Похожи и начальные условия: значительные резервы мощности, незначительный рост энергопотребления, дешевый газ. На конкурентном рынке вся торговля осуществлялась на рынке «на сутки вперед» по равновесным маржинальным ценам. Кроме того, существовал рынок мощности в часовом балансе.
В результате внедрения принципа маржинального ценообразования электроэнергия подорожала настолько, что, например, компания National Power получила годовую прибыль, превышающую стоимость самой компании при ее приватизации. Были зафиксированы массовые манипуляции на рынке с ценами и объемами поставок, довольно быстро 12 региональных энергокомпаний превратились в шесть крупных сбытовых компаний с собственной генерацией.
Управление по регулированию электроэнергетики вынуждено было разработать и ввести новый механизм торговли электроэнергией (BETA — Британский режим передачи и торговли электроэнергией). Основными новациями стали ликвидация спотового рынка «на сутки вперед», организация балансирующего рынка «на час вперед» для всех участников рынка, отказ от рынка мощности и перевод торговли электроэнергией в формат двусторонних долгосрочных контрактов со свободным ценообразованием. Только такими договорами можно справедливым и достоверным образом оценить все виды издержек и компенсировать их. На спотовом рынке электроэнергии «на сутки вперед» такой возможности нет. Наконец, в Великобритании полностью отказались от маржинального ценообразования на биржевом рынке. Был введен иной принцип ценообразования, когда участники рынка продают и покупают электроэнергию по ценам, указанным ими в заявках.
-
 

Kotian

+3  
Я, помнится, диплом когда-то писал по электроэнергетическим рынкам.
Если не ошибаюсь, то практически все эксперименты с привнесением рынка в электроэнергетику в различных странах заканчивались ростом тарифов и падением качества ээ.
К сожалению, теперь, похоже, есть еще один пример.
 

Гость

+2  
Kotian
у нас скорее нужно жалеть о том , что рыжий гавнюк Чубайс председательствует а РАО ЕЭС .
 

BOPOH

0  
В тему добавил всю информацию по приведенным ссылкам
 

Shell

0  
хахахах) недавно наизусть учил все про RAB регулирование про то какое оно хорошее и в России как все прекрасно)
 

debor

0  
Я, помнится, диплом когда-то писал по электроэнергетическим рынкам.
Если не ошибаюсь, то практически все эксперименты с привнесением рынка в электроэнергетику в различных странах заканчивались ростом тарифов и падением качества ээ.
К сожалению, теперь, похоже, есть еще один пример.
для того чтобы это понять не требуется диплом
действительно, к сожалению (!) к сожалению (?) - развалили единую энергосистему чтобы поэкспериментировать с рыночной моделью энергетической отрасли ?!
 

Lawien37

0  
Вот морда рыжая!
 

Гость

+3  
220 Вт. ему в рыжую жопу!!! Mad
Добавлено спустя 1 час 8 минут 22 секунды:
Вчера почти семь сотен счет за электричество принесли, квартира-двушка, днём все на работе... Sad И это мы еще экономим, как можем... иллюминацию не устраиваем. Дешевле скоро будет батарейки покупать, и фонариком себе путь до кухни подсвечивать... Sad
 

kenshiki

0  
Это сущность российского бизнеса - работать не на качество, а на максимизацию прибыли. Потому и растут тарифы, чтоб побольше покрыть расходы и заработать. Зря энергообъекты передают в частные руки, я уж не говорю о продаже контрольного пакета иностранным инвесторам.
 

Bruno

0  
По этому рыженькому дяди нары давно плачут, ждут.......
 

URFIH

0  
за,что рыжий не возьмётся везде для народа опа....
 
▲ Наверх