Загрузка...
Ошибка

Бюджет России 2011-2013

Ответить на тему

BOPOH

0  
Россияне — дырка в федеральном бюджете-Депутат Госдумы Оксана Дмитриева: “В 2011—2013 годах правительство богатой страны решило сэкономить на бюджетниках и больничных листах”
20 октября Госдума обсудит и большинством голосов примет проект федерального бюджета на 2011—2013 годы. А первые, вторые и прочие не последние в стране лица, засучив рукава, уже приступили к решению нелегкой задачи: объяснить населению, насколько этот бюджет хорош и пронизан заботой о светлом будущем страны и его, населения, нуждах...
Население же в массе своей бюджетом не интересуется. “Не парится” по этому поводу, так сказать.
А зря. Потом какая-нибудь мама пойдет в поликлинику с ребенком и с изумлением обнаружит, что на приеме к кардиологу они — 645-е в очереди. И услышит: “А если хотите раньше — платите!” А когда ребенок заболеет, эта мама, никогда “не парившаяся” насчет бюджета, получит по больничному листу меньше, чем получала в прошлом году. И удивится.
А чего удивляться, если все ЭТО и многое другое запланировано правительством при разработке бюджета и будет одобрено преданной ему, правительству, Думой?
О том, действительно ли бюджет-2011 года можно назвать “социальным”, действительно ли наши власти намерены стимулировать развитие науки и действительно ли реформа бюджетных учреждений не приведет к сокращению их числа и увеличению объема платных услуг, мы поговорили с депутатом Госдумы, доктором экономических наук Оксаной Дмитриевой.

СПРАВКА МК

Оксана Дмитриева — доктор экономических наук, депутат Госдумы всех созывов. В 1998 году занимала пост министра труда и социального развития. Первый заместитель руководителя фракции “Справедливая Россия”. В парламенте всегда работала в Комитете по бюджету и налогам.
Вперед, в трясину!— Как можно кратко охарактеризовать суть бюджета-2011?
— У нас уже были бюджеты упущенных возможностей, бюджеты спада. А это — бюджет затягивания в трясину необдуманных решений и провальных реформ. Цена на нефть растет, но не так лавинообразно, чтобы погасить все издержки ошибок. Поэтому те задачи, которые были поставлены ранее и начали худо-бедно решаться, бросают на полпути и бегут к следующим задачам. К примеру, в 2009—2010 годах пошли на большие расходы ради повышения пенсий, чтобы попытаться довести их уровень до 40% от средней зарплаты. Теперь об этом забыли, и коэффициент замещения поползет вниз, по прогнозу опустившись к 2013 году до 35,8% с 37% в 2010 году. На самом деле уже к началу 2011 года коэффициент замещения составит не больше 34—33%... Зато вдруг вспомнили, что с наукой совсем плохо, и реанимировали национальные проекты, которые в прошлом году были почти сведены на нет. Но и здесь без рывка, подход чисто формальный... В 2010 году решили, что оплачивать больничные листы надо щедрее, исходя из суммы уплаченных за конкретного гражданина в Фонд социального страхования взносов, а сейчас сокращают выплаты...
К тому же бюджет практически не подлежит анализу.
— Как это?
— Понять и сделать выводы в состоянии многие, для этого достаточно элементарного экономического образования, а вот разобраться — едва ли. У нас в принципе очень плохая классификация (систематизированная группировка доходов и расходов по однородным признакам, с присвоением объектам классификации специальных кодов. — “МК”), и невозможно понять, на что идут те или иные деньги. А бесконечные изменения классификации делают несопоставимыми бюджеты разных лет — все время меняются и коды, и их содержание. Например, в этом году количество разделов классификации увеличено с 11 до 14, из раздела “Здравоохранение, физическая культура и спорт” выделены расходы на физкультуру и спорт, из раздела “Культура, кинематография и СМИ” — расходы на СМИ и т.д., и т.п.
И главная фишка: реально идет сокращение ассигнований в социальные отрасли (если на три года написана почти одна и та же сумма, это означает с учетом инфляции существенное сокращение), но признаваться в этом не хочется. Поэтому сделано так, чтобы никто ни в чем не разобрался. Расходы на инвестиции в региональное образование, здравоохранение, культуру, доплаты за классное руководство, которые раньше шли по линии межбюджетных трансфертов субъектам Федерации, теперь приплюсованы к расходам по функциональным разделам — образование, здравоохранение, культура...
— Значит, чтобы узнать чистые расходы на образование, нужно вычесть инвестиционную составляющую?
— Да, надо вычитать. И сопоставлять полученную цифру с 2010 годом. Наперсточничество, иначе не скажешь.
— Но к бюджету же прилагается обширная пояснительная записка!
— Кое-что там расшифровано и таблицы какие-то есть, но зато почти нет сопоставлений с предыдущим годом, а какой без них анализ? Причем где-то все показано вплоть до миллионов, а где-то нет расшифровки и десятков миллиардов. А если Минфину не хочется объяснять, сколько конкретно пойдет на те или иные цели в 2011 году, дается общая сумма за 2011—2012 годы или даже за 2011—2013-е. К тому же бюджет представлен в виде, не подлежащем машинной обработке, и желающим разобраться в нем предлагается стать Золушкой: все зерна перепутаны — и надо ручным способом отделить одно от другого.
— Но это высший пилотаж — писать такие пояснительные записки!
— Мастерства не отнимешь. Единственная задача, которая решена, — сделать бюджет непрозрачным, запутанным. Его невозможно адекватно оценить ни руководителям государства, ни аналитикам, ни депутатам, ни общественности. Если коррупция и уменьшится, это будет чудо, потому что при таком бюджетном планировании можно зарыть и “потерять” десятки миллиардов...
Хотя программные цели изложены очень красиво. Первая из них — бюджет как один из “важнейших инструментов макроэкономического регулирования”. И тут же возникает вопрос о росте государственного долга. В прошлом году мы говорили, что раскручивать эту пирамиду не стоит. Но деньги занимались, и в результате расходы на обслуживание долга выросли на 109 млрд. рублей, то есть на 40%. Только за год прирост расходов на обслуживание долга превышает наши расходы на культуру и в три раза больше расходов на лесное хозяйство! А в 2011 году основным источником покрытия дефицита окончательно становится размещение государственных ценных бумаг, и к 2013 году обслуживание долга съест уже 600 млрд. рублей, что превысит наши расходы на образование и культуру, вместе взятые.
Уму непостижимо: имея Резервный фонд, осуществлять заимствования! Ведь долг плох не сам по себе, а тем, что влечет за собой расходы по обслуживанию.
— А какие есть варианты, если дефицит на 2011 год запланирован на уровне 3,6% ВВП, а средства фонда будут исчерпаны полностью?
— Резервный фонд должен был исчерпаться в нынешнем году, но этого не произошло, потому что цена на нефть, как мы и предсказывали, оказалась гораздо выше, чем прогнозировало правительство, и доходы бюджета оказались больше. Бюджет 2011 года, как нам кажется, тоже посчитан, исходя из заниженной цены на нефть: она будет не 75, а выше 80 долларов за баррель. И потом, можно подумать, что ради затыкания дыры в бюджете действительно продавались те ценные бумаги, которые лежат за границей и составляют основу Резервного фонда! Да мы просто печатали деньги на эту сумму и переводили их с одной строки учетной записи на другую! Если бы реально тратился Резервный фонд, мы бы увидели сокращение золотовалютных резервов на ту же сумму. Но этого не происходит.Ученые землекопы— Еще одна программная цель бюджета—2011 — “разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций”.
— Я не вижу инструментов поддержки инноваций. По крайней мере налоговое стимулирование инновационной деятельности планируется очень небольшое, и касается оно в основном узкой группы предприятий — резидентов “Сколково”.
Еще принимаются законы, устанавливающие льготный режим уплаты страховых взносов для предприятий, занимающихся информационными технологиями, и малых инновационных предприятий, созданных на базе вузов. Но эти льготы никак нельзя считать стимулирующими, они восстанавливают то, что было: отдельные сектора инновационной экономики просто решено не губить окончательно в условиях резкого роста налогового бремени — и все.
— А как же расходы на науку?
— Здесь тоже эквилибристика. Роста расходов на науку там, где сосредоточен основной научно-технический потенциал, нет. Так, на военную науку дали 155 млрд. рублей в 2010 году, в 2011-м дадут 161 млрд., но этот рост 3,8% — ниже официально заявленной инфляции. На фундаментальные исследования якобы выделяют больше на 16%, но в этот раздел записано предоставление грантов в области культуры и СМИ. При всем уважении к СМИ — это не фундаментальные исследования. Фондам поддержки науки, например РФФИ, о которых очень хорошие отзывы ученых, вообще не увеличили ассигнования ни на копейку, что с учетом инфляции будет меньше. Частично учтены и наши предложения — 804 млн. заложено на президентские гранты научным работникам, но это в 70—100 раз меньше того, что необходимо.
Но больше всего фокусов в предоставлении расходов на программы инновационной направленности. Записано в пояснении Минфина, что инновационных программ — на 604 млрд. рублей. Однако половина этой суммы — программа модернизации транспортной системы, преимущественно дорожное строительство. Подавать рытье котлованов и укладку асфальта за инновации под силу только нашему доблестному Минфину.
— Но бюджет действительно “социальный”, как говорят?
— Никакой социальной составляющей в бюджете тоже нет. Посмотрите рост фонда оплаты труда в системе высшего образования: 2,1%, в 3 раза меньше официальной инфляции. Фонд заработной платы по федеральным клиникам сокращается и в абсолютных цифрах, а в системе академической науки увеличивается лишь на 4,6%. И рост расходов — это рост преимущественно на оплату повышенного тарифа страховых взносов.
Еще одна цель бюджета — “повышение качества человеческого капитала”. Это вообще чудо! С середины 2012 года в полном объеме должен вступить в силу закон о новом механизме финансирования бюджетных учреждений, и уже видно, что расходы на образование, культуру, здравоохранение замораживаются. А индексация коммунальных расходов планируется только в рамках официально заявленной инфляции, то есть на 6,5%. Причем в следующем году электроэнергия подорожает по плану на 10%, газ — на 17%, железнодорожные перевозки — на 10%, а тарифы на услуги ЖКХ — на 13%. Таким образом, налицо сжатие расходов в учреждениях образования и здравоохранения, что предполагает либо их закрытие, либо коммерциализацию.
Конечно, некоторый плюс дает поддержка ведущих вузов и национальных университетов — 30 млрд. рублей, на Высшую школу менеджмента — 1 млрд. Фонд оплаты труда федеральных бюджетников индексируется с 1 июня, стипендиальный фонд — с 1 сентября. Но нигде не написано, какой будет стипендия после повышения. Потому что это смех: думский Комитет по образованию подсчитал, что у учащихся ПТУ и колледжей прибавка составит 20—25 рублей к нынешним 400, а у студентов вузов — 60—65 рублей к нынешним 1100. Причем стипендии не индексировались уже 3 года — с прошлых выборов…
Собирается правительство и “обеспечить долгосрочную устойчивость и сбалансированность пенсионной системы”. Но бюджет на ближайшую трехлетку наглядно свидетельствует о провале пенсионной реформы.
— Но индексация-то пенсий запланирована!
— Да, но в 2011 году они готовы проиндексировать пенсии только на 8%. А заработная плата в любом случае будет расти более высокими темпами, что, как мы уже говорили, приводит к снижению коэффициента замещения.Болеть себе дороже— У кого она, интересно, растет, эта зарплата? Никто из моих знакомых столь отрадный факт не зафиксировал.
— Растет зарплата в нефтяном и газовом секторе экономики, в финансовом секторе. И потом, у нас же резкая неравномерность в оплате труда. Все, что заплатили топ-менеджменту, частично тоже показывает рост. То есть растут зарплаты в том сегменте, который не облагается страховыми взносами — более 415 тысяч рублей в год.
— А что будет с госслужащими? В Госдуме лежит законопроект, который предусматривает замораживание нормы о ежегодной индексации их зарплат в соответствии с инфляцией. Им не будет и 6,5% прибавки?
— Госслужащим предложено сокращение численности на 20%, а 50% экономии обещано оставить в распоряжении организаций. Но и там все очень забавно. Формально у нас сокращение и по органам исполнительной власти (за исключением фискальных и таможенных), и в аппарате правительства, и в Администрации Президента. Казалось бы, экономия. Но в разделе “Общегосударственные вопросы” заложено 5 млрд. рублей на обеспечение этого сокращения. Президент велел сокращаться — ему покажут, что выполнили. Но непонятно, дешевле это или дороже, чем платить зарплаты сокращаемым...
— Как вы оцениваете предлагаемые правительством изменения порядка оплаты больничных листов?
— Это самое потрясающее предложение в смысле заботы о повышении качества человеческого капитала. Работодателю со следующего года увеличили страховые взносы с 26% до 34%, но этого мало: его заставят платить еще за один день больничных. При этом реальные ассигнования на выплату больничных сокращаются по сравнению с предыдущим годом на 22 млрд. рублей.
Основная причина низкой продолжительности жизни в России — смертность в трудоспособном возрасте, особенно среди мужчин. И так-то они больничные не берут... А если уж говорить о здоровье женщины-матери, то, прежде чем взять отпуск по беременности и родам, как правило, она еще несколько раз сидит на больничном, вынашивая ребенка. Значит, и по женщинам удар. Тем более что вряд ли у многих беременных стаж превышает 15 лет — именно столько теперь надо будет проработать, чтобы заслужить 100%-ную оплату больничного. И это же относится к больничным листам по уходу за ребенком...
А новый хитрый механизм расчета (исходя из средней зарплаты за два года)? Позади как раз 2 кризисных года, когда очень многие были на неполном рабочем дне, сокращенном заработке, в принудительных отпусках за свой счет или сидели на пособиях... Причем экономия-то совершенно грошовая. Какой смысл создавать специальный фонд в 460 млрд. рублей на обновление материальной базы здравоохранения, а на больничных, которые с точки зрения сохранения здоровья дают эффект гораздо больший, чем сверхдорогостоящий томограф в отдельно взятой больнице отдельно взятого региона, экономить несколько десятков миллиардов?
Вот такой бюджет. На том, что людям напрямую идет, на “безоткатных” статьях — сплошная экономия. Зато на стройки века с их масштабными госзакупками не жалко: на Олимпиаду выделяется 192 млрд. рублей, на саммит АТЭС — 52 млрд. (Для сравнения: расходы на увеличение заработной платы бюджетникам в образовании — 5 млрд., на рост стипендий — менее 1 млрд.). А бороться с порочными схемами и ликвидировать нерациональные финансовые потоки в том же Пенсионном фонде, в медстраховании или при госзакупках, ограничить рост тарифов не могут или не хотят.СТРУКТУРА РАСХОДОВ БЮДЖЕТОВ ОТДЕЛЬНЫХ СТРАН И РОССИИ
(По данным МВФ и Счетной палаты РФ, в % к ВВП)
-Источник: Московский Комсомолец № 25476 от 15 октября 2010 г.
 

Staffa

0  
можно прямую ссылку на источник?
поделится с друзьями хочу Smile
 

BOPOH

0  
Staffa,
Пожалуйста, вот прямая ссылка на источник
 

Staffa

0  
BOPOH
Большое спасибо! Smile
 

lima

+7  
Если будут проходить выборы, кого из депутатов ГД надо расстрелять в первую очередь то явка избирателей будет 100%...
 

Denil

+3  
а имущество расстрелянных конфисковать, продать и вырученные средства в бюджет. хватит уже за счет народа бюджетные дыры латать
 

FossFor

+3  
5 млрд. рублей - на увеличение заработной платы бюджетникам
5 млрд. рублей - на обеспечение сокращения численности госслужащих
Stuped
 

Гость

0  
Denil
Так уже делали, вроде, лет сто назад.
 

Denil

+4  
тогда было раскулачивание, тот же самый народ (зажиточный слой) обокрали. пусть рублефку и нефтегазовиков трясут
 

lexakv

0  
Подавать рытье котлованов и укладку асфальта за инновации под силу только нашему доблестному Минфину
Эх, а ведь завтра кандидатскую защищать Confused Не по котлованам конечно же, хотя теперь даже не знаю, что и лучше Question
За новость спасибо, статья отличная Exclamation
 

debor

+2  
 
▲ Наверх