Загрузка...
Ошибка

Аркадий и Борис Стругацкие - Полный сборник произведений [1956-1990, .doc]

Ответить на тему

lVlaDleNl

0  
Аркадий и Борис Стругацкие
Полный Сборник Произведений
-[img=center]http://pics.ivbt.net/i/pics/5c2cb62c0ea951d4610c6b6...01fc4.jpeg[/img]-Название: Полный Сборник Произведений Автор: Аркадий и Борис Стругацкие
Издательство: Различные
Года: 1956-1990
Книг: 51
Формат: doc (Microsoft Office Document)
Размер: 23,3 мб
Качество: Текстовый документ
Язык: Русский
-Описание:
Аркадий и Борис Стругацкие – лучшие отечественные фантасты. Но интерес и симпатия к их творчеству не должны отменять критического взгляда, подчас очень жесткого.
В одной из Интернет-публикаций было отмечено, что Стругацкие не учителя жизни, но медиумы. Абсолютно верно. Они великолепно чувствовали время (причем, текущее не только внутри страны, но и за ее пределами).
«Страна багровых туч», «Полдень», «Стажеры» и т.д. - типичные образчики безоблачной советской фантастики, в духе «Туманности Андромеды». Конфликт в них, конечно, имелся, но его причины помещались вне светлого образа героя.
Другое дело, когда автор брался за буржуазную действительность. «Хищные вещи века», действительно кич, с точки зрения стилистики. Авторы явно утратили здесь чувство эстетической меры. Однако они положительно могут быть оценены по своему антимещанскому пафосу. Особенно, если сопоставить с современным культом мещанства на всех уровнях общества.
Впрочем, именно верхи КПСС развернули тогда антимещанскую кампанию в стране. В порядке равновесия, Стругацкие сочинили великолепную антибюрократическую «Сказку о Тройке». С одной стороны – полтергейсты, инопланетяне, динозавры и персонажи русских сказок. С другой – тупые советские чиновники. Вот бы экранизировать с применением компьютерных спецэффектов «Сказку о Тройке», а не хилый «Ночной дозор»!
К несколько иной категории относились «Трудно быть богом» и «Обитаемый остров»
Здесь проявилось любимое Стругацкими «прогрессорство». То бишь внедрение в архаическую среду «продвинутых индивидов», осуществляющих постепенную трансформацию общества в интересах… то ли культурных личностей, то ли – обездоленных (не совсем понятно). Вполне в духе революций Модернизма.
С легкой руки политолога Сергея Кургиняна (ставившего, кстати, «Обитаемый остров» в своем театре «На досках») стало принято говорить о прогрессорской роли советского КГБ (и лично – Л.П. Берия и Ю.В. Андропова). Согласно Кургиняну, спецслужбы, разочаровавшись в тупости партийной бюрократии, задумали трансформацию общества. Перестройка Берии, (много занимавшегося наукоемкой промышленностью и собиравшегося вывести советские войска из Германии, способствуя ее объединению), правда, сорвалась. Но Андропову удалось провести на ключевые посты в Политбюро своих людей, которые и начали осуществлять его программу.
Дескать, они предполагали отделить республики как ненужный балласт, модернизировать Россию, а уж тогда – присоединить снова (многие помнят, наверное, лозунг Перестройки: «чтобы объединиться – надо сперва разъединиться»).
И вот сейчас мы присутствуем, фактически при финале оной программы. И отчетливо видно, что она провалена. «Господь посрамляет высокоумие мудрецов».
«Обитаемый остров» - великолепно собранный боевик (куда там Бушкову и К.). Причем, здесь присутствуют сразу несколько интересных и перспективных идей. Одна – анонимность власти («нас в бой ведут Неизвестные Отцы»), позаимствована, правда, из романа Станислава Лемма «Эдем». Принцип анонимности элит вполне может быть задействован в «обществе контроля» 21 века.
Другая идея – лучевые башни, поддерживающие контроль над психикой населения. В них мы узнаем ТВ постперестройки, с его: «Ельцин – наш президент!».
Венцом гуманистической линии в творчестве Аркадия и Бориса Стругацких, был, пожалуй, «Сталкер» (посредственно и «не в тему» экранизированный Тарковским). Знаменательна финальная фраза: Рэдрика Шухарта «Счастья – всем даром, и пусть никто не уйдет обиженным!». Это из психологии шестидесятых.
Шестидесятые годы много чего наобещали – «всем и даром». А существует закономерность – когда делаются такие заявления – жди чего-то совсем иного.
Вспомним горбачевскую перестройку, когда тоже давались масштабные обещания – и к чему пришло?
Конечно, многие «успешные люди» считают, что все в порядке («а у кого не в порядке - так тому и надо»). Но, подобный близорукий эгоизм возможен лишь потому, что общество пока находится в свободном падении, и еще не стукнулось о дно.
Интересно проследить, как утопический эгалитарный пафос Стругацких в семидесятые выветривается, и в их книгах начинает проводиться концепция элитарности, доходящая до идеи разделения человечества на два различных вида. Собственно, ростки элитарности проклевывались уже в образе прогрессорства.
Эти рассуждения опять шли в русле глобального процесса перехода от Модернизма («свобода, равенство, братство» с вытекающими из них индустриализацией, демократизацией, всеобщим образованием и т.д.) к Постмодернизму, с его идеями «золотого миллиарда», «устойчивого роста» (блага – не для всех).
Ярким выражением подобной психологии стали «Жук в муравейнике» и «Волны гасят ветер».
Справедливости ради сказать, Аркадий и Борис Стругацкие не сразу и не во всем перешли на подобные позиции. Переломной книгой явилась «Улитка на склоне».
Замечательный роман (по своим описаниям удивительно напоминающий картины Босха) в художественно-фантастической форме выразил странные метаморфозы, происходящие в реальном мире. Здесь и геноцид, и явные намеки на феминизм (доведенный до логического и жуткого финала). Здесь и уничтожение деревень и малых городов (происходившее в то время в СССР и продолжающееся сейчас в России). Здесь и нарастающая дезорганизация государственного аппарата, живущего выморочными бюрократическими играми. Мучительное и страшное рождение постмодернистского мира.
И вот мы видим, как переход от революционного (пусть утопического, но пассионарного) пафоса отразился в последнем (насколько я знаю) совместном романе «Отягощенные злом».
«Отягощенные злом» явились точкой в творческой биографии писателей. Эту книгу часто сравнивают с «Мастер и Маргарита» Булгакова – любимым романом позднесоветской интеллигенции. Действительно, сходство здесь не только сюжетное, но и в смысле расстановки акцентов. Но Стругацкие пошли здесь дальше Булгакова.
Если в «Мастер и Маргарита» осуществлена попытка «реабилитации дьявола» в лице «великодушного Воланда», то в «Отягощенные злом» содержится предельно кощунственная идея объединить небесные и дьявольские силы до неразличимости. Ужасно показан Христос, оскорбительно написано об апостоле Петре. Мягко говоря, искажена вся евангельская история. А об апостоле Иоанне сказано, что он Агасфер, занимается скупкой душ, и еще много такого, что я не в состоянии здесь повторять.
Вообще симптоматично, что «Отягощенные злом» написана людьми, которые неоднократно повторяли (а Борис Стругацкий говорит и сейчас), что «религия – выход для слабых», и «духовный наркотик». Никому не зазорно, конечно, быть честным атеистом – это много достойнее партаппаратчиков и криминалов, позирующих перед телекамерами со свечами в церкви. Но зачем же тогда браться за евангельские сюжеты и «вводить в искушение малых сих»?
И в отношении земного плана дело обстоит не лучше. Стругацкие отказались здесь от большинства принципов, которые они проповедовали на страницах многих книг. Здесь мы видим «толерантность» по отношению к молодежной наркомании и промискуитету.
Надо сказать, что и в чисто художественном отношении книга гораздо ниже обычного уровня писателей, и ее почти скучно читать. Если бы «Отягощенные злом» написали не всеми любимые фантасты – то и говорить было бы не о чем.
Аркадий Стругацкий вскоре умер, а именно он, по общему признанию являлся генератором идей, в то время как его брат был критиком и систематизатором.
Последующие полтора с лишним десятилетия Борис Стругацкий довольно активно играл роль патриарха советской фантастики, изрекая общие места демократов той эпохи о благодетельности реформ Ельцина/Гайдара и страшной опасности со стороны оппозиции. В этом писатель не отличался от многих советских творческих интеллигентов (например, Эльдара Рязанова), не выдержавших «хождения во власть», Конечно, лично «ходили» туда далеко не все из них, но все признали ее своей властью. И символично наступление творческого бесплодия у людей, имевших прежде очень значительные заслуги перед культурой.-СПИСОК ПРОИЗВЕДЕНИЙ

Список Литературы

«Жиды города Питера», или невеселые беседы при свечах.
Без оружия
Белый конус Алаида
Беспокойство
Возвращение. (Полдень. ХХII век)
Волны гасят ветер
Второе нашествие марсиан
Гадкие лебеди
Глубокий поиск
Град обреченный
Далекая Радуга
Дни затмения
Дьявол среди людей
Жук в муравейнике
За миллиард лет до конца света
Забытый эксперимент
Извне
Испытание «СКИБР»
Малыш
Машина желаний
Мир иной
Ночь на Марсе
Обитаемый остров
Отель «У погибшего альпиниста»
Отягощенные злом, или сорок лет спустя
Парень из преисподней
Пикник на обочине
Повесть о дружбе и недружбе
Подробности жизни Никиты Воронцова
Понедельник начинается в субботу
Попытка к бегству
Поражение
Почти такие же
Путь на Амальтею
Пять ложек эликсира
Сказка о Тройке
Сказка о Тройке (Полный вариант)
Спонтанный рефлекс
Стажеры
Сталкер
Страна багровых туч
Трудно быть богом
Туча
Улитка на склоне
Хищные вещи века
Хромая судьба
Частные предположения
Человек из Пасифиды
Чрезвычайное происшествие
Шесть спичек
Экспедиция в преисподнюю
Скачать раздачу

Просто зарегистрируйтесь и качайте на максимальной скорости (до 100 мбит/с)!

Обратите внимание, что локальная скорость может быть достинута лишь у абонентов интернет-провайдеров Ивановской области. Если вы не являетесь жителем Ивановской области (не подключены к местным стационарным интернет-провайдерам), скорость скачивания с ресурса у вас будет обычной, согласно вашему тарифному плану. Если же вы хотите использовать весь спектр возможностей ресурса - регистрация является обязательной, ведь это так просто!

 

lVlaDleNl

0  
Извиняйте, если чего не так) Я человек серый, книги выкладывать более чем не привык) А такой сборничек любителям фантастики, я думаю, ОЙ как не помешает)
 

sam_666

0  
lVlaDleNl
Нуу за оформление вам пятерочку ;) а вот содержание оценят любители сих произведений))
 

zf09

0  
Спасибо за труд!
 

YWeb

0  
Большое спасибо!
 

miriness

0  
За раздачу именно в *.doc - большое спасибо. Но описание- ниже плитнуса. Глупенькое критиканство человека, на которого можно перенести (в политическом плане) бессмертную фразу : "Я Пастернака не читал, но тоже не одобряю". Включили бы мозги, милсдарь. Хотя, видимо прав Б.Шоу (~так: 0.01% людей думает, 0.03% - думают, что думают, а остальные скорее удавятся, чем начнут думать), не всем дано думать и понимать, а булочку с маслицем хочется всем...
 
▲ Наверх