Загрузка...
Ошибка

Россияне тупеют и все больше верят в чудеса

Ответить на тему

Svistylka

+6  
«Народ начал купаться в этой аномальщине»
Россияне тупеют и все больше верят в чудеса
В России стартовал Всероссийский фестиваль науки. В крупных университетах ученые читают открытые лекции, проводятся научные шоу и дискуссии. Однако ученые констатируют, что популярность точных наук у россиян стремительно падает, а уровень знаний по естественным наукам близок к катастрофическому. Зато все больше людей верят в телепатию, чудеса и божественное происхождение мира. Как лженаука проникает в школы, способствует ли этому религия и в каких случаях невежество выгодно государственной власти, «Ленте.ру» рассказал член Комиссии РАН по борьбе с лженаукой, научный руководитель проекта «Всероссийская лабораторная» Александр Сергеев.
Каким видит мир современный россиянин?
Сергеев: Бросается в глаза нехватка критического мышления, то есть способности отделять правду от вымысла. В результате, как только в социум вбрасывается придуманная заразная идея, она начинает распространяться и находить приверженцев в самых разных социальных группах.
Лженаучные убеждения есть во всех странах, но в России несколько аномальная ситуация. У нас лженаука демаргинализировалась, стала массовой. Несколько лет назад на государственном уровне при поддержке крупных политиков продвигалась программа «Чистая вода» изобретателя Виктора Петрика: на покупку изобретенных им водных фильтров из госбюджета хотели выделить 15 триллионов рублей. Но никакого научного обоснования у этой технологии не было. Сейчас чрезвычайно популярны гомеопатия, отрицание полезности прививок, покупка БАДов. И это далеко не безобидно. Понапрасну растрачивая средства и время, люди могут запустить тяжелые хронические заболевания.
Многие просто не в курсе общепризнанных научных фактов. Почти треть россиян считают, что Солнце обращается вокруг Земли. А во время «Всероссийской лабораторной» выяснилось, что свыше трех четвертей участников, интересующихся наукой, допускают возможность передачи информации без помощи каких-либо приборов и физических носителей.
С помощью телепатии?
В том числе. Многие в той или иной форме допускают существование мистических явлений. Если, например, плохо близкому или он умирает, то якобы можно что-то почувствовать на расстоянии или увидеть во сне. Также в последнее время усиливается неприятие теории эволюции. Антиэволюционизм, например, теория божественного происхождения паразитирует на священных текстах и на обыденном мышлении: «Ну, как же такие сложные системы, как живые организмы, могут сформироваться естественным путем?».

Почему так происходит?

Почему так происходит?
Есть глобальное объяснение этому явлению. В СССР идеология предписывала людям держаться научной точки зрения. Сведения о телепатии, астрологии распространялись полуподпольно. Были квартирники, на которых рассказывали об инопланетянах. Информационные потоки сдерживались методами цензуры и пропаганды. Люди чувствовали это.
Поэтому, когда нахлынула свобода, народ начал купаться во всей этой аномальщине, экстрасенсорике. Люди вполне справедливо рассуждали: если нам коммунисты врали про политику, про экономику, про репрессии, то наверное врали и про астрологию, науку и все остальное. Мы до сих пор эту вольницу переживаем. Плюс пошел ренессанс религии, которая раньше тоже была нон грата. В 1990-е годы почти в ноль рухнула научно-популярная литература. Только в последнее десятилетие этот рынок худо-бедно восстанавливается. Однако лженаучные идеи очень хорошо укоренились.
Школьное образование играет какую-то роль в распространении мракобесия?
Школьное обучение позднесоветского и современного образца можно очень серьезно критиковать. И не потому что оно советское или российское. Проблема гораздо более глубокая и древняя. Идет кризис классно-урочной системы, которая была заложена почти 500 лет назад и сегодня убивает мотивацию к учебе, убивает интерес к науке. Она была хороша для эпохи нового времени, когда требовалось подготовить массу людей к организованному производству. Нужна была некая общая социальная адекватность: грамота, счет, способность выполнять относительно сложные инструкции и предсказуемо действовать в условиях жесткого технологического процесса.
Ситуация поменялась. Очень многие процессы автоматизировались, другие вошли в общую культуру. Сейчас нужно переходить к тому состоянию, когда элементарные акты творческого поиска становятся нормой для всех. К сожалению, классно-урочная система под это не заточена. Данная проблема — общемировая. Везде идут поиски, и везде они утыкаются в проблемы. Образовательных альтернатив вроде бы много. Но ни одна из них не подходит для массового образования. Так что пока школа действительно дает знания, но убивает интерес к познанию. Люди говорят: какая скукота эти дурацкие уравнения с синусами-косинусами. Куда интереснее послушать каких-нибудь альтернативных гуру, рассказывающих о таинственном и загадочном.
Пусть скучно, но от лженаучных идей наши школы пока свободны?
Если бы... Мой брат учится в одной продвинутой московской школе, где есть специализированный биологический класс, целиком ориентированный на поступление в МГУ на биофак. Учитель — кандидат биологических наук, но отрицает теорию эволюции. Это говорит о серьезном кризисе в образовании. Теория эволюции — непререкаемая основа биологии. Это своего рода математика. Сама теория, к слову, возникла до Дарвина, но Дарвин нашел ее двигатель: размножение, изменчивость, отбор. Многие ученые говорят о том, что эволюция существует не только в биологических системах. Например, в технике, которая тоже развивается и постепенно улучшается примерно по той же модели. И даже в политике, если созданы условия для проб, ошибок и отбора лучшего опыта.
В Турции изучение теории Дарвина уже ограничили в учебных учреждениях. Россию ждет то же самое?
Хочется верить, что нет. Однако мы постепенно движемся к тем странам, где набирает силу религиозный фундаментализм. На самом деле проблема очень сложная в обсуждении. У людей, склонных к науке, сегодняшний всплеск религиозности вызывает много вопросов. Многие из них считают, что вера враждебна науке и мириться тут ни с чем нельзя. Но я думаю, что агрессивное позиционирование атеистической концепции, наоборот, усиливает позиции религии.
В последние 20 лет в России идет целенаправленный процесс разрушения светскости. Он начался в 1997 году с принятия закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». Потом был официальный договор о сотрудничестве между минобрнауки и РПЦ, по которому планировалось включение теологии в число научных дисциплин, а знакомство с религией — в школьную программу. Религия планомерно стремится расширять свое влияние на общество. Но таково свойство любой религии — стремление к максимальному укоренению в обществе, вплоть до полной теократии. Но религию нельзя за это критиковать — это просто ее свойство. Критиковать можно государство, которое снимает определенные барьеры, выстраданные в истории.
В этом году в школы вернулась астрономия, которую в перестроечные годы сократили за ненадобностью. Где-то здравый смысл все же побеждает?
Один из известных популяризаторов астрофизики Сергей Попов, который много лет преподавал астрономию в школе, говорит, что предмет, на который отводится час в неделю в выпускном классе, который не имеет экзамена — нежизнеспособен в школьных условиях. Его никто не будет воспринимать всерьез, никто не будет уважать. Сами учителя будут стараться использовать это время на что-то другое: на свои недоработки по физике, математике и т.д.
Современная астрономия на 90 процентов — это астрофизика. Возможно, имело бы смысл просто дополнить курс физики в школах новым большим разделом, специально посвященным астрофизике. А сейчас возврат астрономии — шаг, скорее, имиджевый. Он рассчитан произвести впечатление на тех, кто обеспокоен усилением религиозной составляющей в политике образования.
Я знаю несколько физиков-ученых, которые переквалифицировались в священники. О чем это говорит?
В советское время многие шли в науку в надежде, что она решит их субъективные философские проблемы: целеполагания, осмысления своего существования. Хотя наука принципиально не занимается вещами, которые относятся к субъективному миру. Потом некоторые из этих людей пришли к выводу: физика — это хорошо, мы можем строить всякие приборы и механизмы, но нас больше интересует смысл жизни, и ушли в религиозные искания. Однако это вовсе не значит, что религия получает какое-то научное основание. Просто людям свойственно меняться.
Недавно один из центральных каналов показал фильм о том, что Земля — плоская. Какую роль пропаганда вносит в формирование картины мира?
Чем абсурднее вброс, тем больше скандал, тем больше охват аудитории и в результате больше находится людей, которые принимают этот абсурд всерьез. Лженаучная пропаганда разрушает здравый смысл, склонность людей к логическим проверкам. Сознание упрощается, человеку уже сложно вникнуть в аргументы. Гораздо легче пользоваться формулой «после — значит вследствие» или «все мнения равны — научные и альтернативные».
Мы сейчас активно транслируем, в том числе и на Запад, точку зрения о том, что на все можно посмотреть иначе, что нет устоявшихся, надежных представлений. А потом на подготовленную почву такого тотального скептицизма может упасть что угодно — и разумная идея, и конспирологическая, и фанатическая. Так что лженаучная пропаганда играет в паре с пропагандой политической. И на мой взгляд, подобная пропаганда может усиливать психические девиации в обществе. Это мое личное представление, сложившееся на основе наблюдения за конкретными людьми и сообществами.
Еще Лев Толстой говорил, что сила государства — в невежестве народа. Может, власти действительно это выгодно?
Если мы понимаем под силой государства его способность конкурировать на мировом уровне с другими странами в производстве, культуре, экономике и даже отчасти в военной сфере — невежество тут никак не поможет. А вот если под силой государства понимать способность правящей элиты сохранять власть несмотря на свою неэффективность — тогда невежество, конечно, помогает и политически мотивировано.

В ближайшее время веру в чудеса и лженауку нам не побороть?

Системе образования эта задача не под силу, так как многие учителя сами инфицированы. Тут нужна помощь общества. Именно из-за повального распространения мракобесия мы и стали развивать проект «Всероссийская лабораторная», задача которого — как можно больше людей «заразить» наукой. Мы даем возможность людям проверить, выпали они из контекста научных идей или еще нет. Мы спрашиваем о простых, в общем-то, вещах. Например, верно ли утверждение, что каждый человек является носителем множества мутаций. Для многих это откровение: что мы, мутанты какие-то? Или — правда ли, что у насекомых шесть ног? Часто говорят, что нет, и приводят аргумент, что у пауков — восемь. Но забывают, что паук — не насекомое, а членистоногое. Верно ли утверждение, что темная сторона Луны никогда не видна с Земли. Правильный ответ: неверно. Скрыта от нас не темная, а обратная сторона. А темная — просто отвернута от солнечного света.
По-моему, это слишком сложно для обывателя.
Это базовые вещи из школьной программы. В общем-то, это вопросы, основанные на детских «почему?», а также на интересах людей. Из нашего анкетирования ясно, что в области науки есть несколько вещей, которыми люди особенно сильно интересуются. Это происхождение и развитие Вселенной, жизни и человека. А из более конкретных тем — черные дыры, устройство мозга и поиск внеземной жизни. Этот спектр интересов стоит иметь в виду всем, кто хочет увлечь людей наукой.
Но людям, наверное, обидно узнавать, что они сплошь и рядом ошибаются в элементарных вещах?
Я думаю, нет. Ведь каждый участник «Лабы» видит, что ошибаются и другие. На всю страну у нас было всего 7(!!!) анкет, заполненных без единой ошибки. А главное, те, кто ошибается, получают от нашего мероприятия даже больше, чем те, кто отвечает правильно. Ведь после анкетирования начинается самое интересное — подробный разбор всех вопросов и ошибок с участием «завлаба», ученого или известного популяризатора науки. Некоторые «завлабы» устраивают из этого целое представление. За правильный ответ ты получишь небольшую прибавку к своей самооценке, а вот за ошибку — нечто гораздо более ценное: возможность скорректировать свое мировоззрение и приблизить его к научному. В результате участники начинают осторожнее относиться к собственным предубеждениям и к чужим внушениям. Все они получают прививку критического мышления, а многие еще и передают ее родственникам и друзьям.
Источник
 

mr.Anderson

+12  
Не вижу вообще ничего необычного. Потому что в реалиях нашей действительности в нашей стране большинство людей давно потеряли веру во что-то материальное, вроде науки, государства и прочего. А вот что еще остается верить? За счет чего еще может жизнь наладиться? Только разве что за счет чудес. Поэтому и верят. Не тупеют (хотя и такое есть, конечно), а просто разочаровываются в реальности, и пытаются компенсировать эту потерю верой в чудо. То же самое касается потери близких. Кто терял дорогих людей - знают, что в этом состоянии чего только ни увидишь и ни почувствуешь, если человек действительно был вам дорог. Оставаться сухими материалистами могут лишь уникальные люди, не чувствующие особой потери, на мой взгляд. А так - да, люди стали больше верить в чудеса. Потому что верить больше не во что и не в кого. Вот и вся причина.
 

ванчик37

0  
По моему сейчас люди стали закостенелыми прагматиками..не верят не в чёрта не в бога..пик помешательства на оккультизме и потусторонней дряни мы думаю прошли лет так 10 назад...А упоротых на эту тему всегда будет хватать-хоть через 1000 лет.В человеке не истребить веру в чудо..сегодня я стану богат и знаменит..найду на дороге чемодан с баблом..буду всеми любим и обожаем..--Но не хрена для этого сам ничего не сделаю..пойду в секту.\.колдуну -пусть он всё и сотворит.
 

Mori

0  
"отрицание полезности прививок"
пока ни разу не встречала людей отрицающих полезность,зато встречала тех,у кого была дикая,с раздуванием конечностей, аллергия на вакцину.
А на счет темы религий в школах,честно,хз как сейчас,когда я училась у нас был факультатив по мировым религиям и да,это был лучший факультатив по той простой причине,что было интересно узнавать про чужие религии,обычаи и чего там люди такого напридумывали.Как по мне,подобные штуки позволяют лучше понять другие народы. Ясное дело,что навязывание религии не дело,но в целом не вижу ничего такого в её изучении.
Так то по идеи он говорит правильные вещи,но слишком много про религию,мол,всё зло от неё. Ну да,наука то ведь безгрешная. А все верующий-тупые фанатики. Достаточно почитать пару статей на тему нейтронных звёзд,чтоб понять сколько заблуждений на их счёт было. В этом плане религия хотя бы стабильна веками Laughing
Вообще, вполне понятно почему люди говорят «Ну, как же такие сложные системы, как живые организмы, могут сформироваться естественным путем?» даже если брать ТБВ,которую уже оспаривают\оспорили(?) будь ты трижды атеистом в любом случае офигеваешь от того как ТАКОЕ могло произойти случайно. С одной стороны вероятность "внеземной жизни" в таком случае равна нулю и можно подумать что "вау,мы такие исключительные",с другой стороны человек отличается от животных не только речью и т.д. но и всякими психологическими заморочками,одна из которых-смысл жизни,многим тяжело жить,осознавая, что всё что происходит вокруг, вся твоя жизнь и всякие твои страдания - это из-за каких то там двух случайно образовавшихся частиц и что высшего смысла в этом никакого нет. Людям нужен смысл. Ну,большинству.
И да,многие начинают верить в чудеса по той простой причине,что у них больше не остаётся ничего,во что можно верить. Так что я согласна с первым комментарием.
А на своём небольшом жизненном опыте скажу,что когда нет никого и ничего во что можно верить жить не очень то весело.)
п.с. Почему никто не упрекает Шерлока Холмса в тупости из-за того,что он считал,будто Солнце вертится вокруг Земли?
 

Spartana

+2  
Дожили, плоская земля, отрицание реального мира и заговоры всего сущего на земле (((
 

tank_f

-2  
345345Дожили, плоская земля, отрицание реального мира и заговоры всего сущего на земле (((
https://www.as-gard.com
 

litvin

0  
Mori
Почему никто не упрекает Шерлока Холмса в том, что он считал, будто Солнце вертится вокруг Земли?
Это элементарно, Mori. Холмс учился в английском университете, где преподавателями были британские ученые. Laughing
 

mosyvm

+1  
345345Mori
Почему никто не упрекает Шерлока Холмса в том, что он считал, будто Солнце вертится вокруг Земли?
Может потому, что он выдуманный персонаж?..
 

litvin

0  
mosyvm
Знание "Война миров" Герберта Уэллса не спасло американцев от бегства целыми кварталами, когда по радио зачитали этот роман. И упреки в адрес марсианских захватчиков, вероятно, были самыми меньшими из эпитетов. Laughing
В новости же написано, что "в социум вбрасывается ПРИДУМАННАЯ заразная идея".
 
▲ Наверх