В свете стремительного подорожания бензина в последние месяцы все больше автовладельцев задаются вопросом о качестве топлива, которое они заливают в баки своих «железных коней». Учитывая, что качество бензина напрямую влияет на состояние двигателя, опасения автомобилистов вполне понятны.
Как правило, ивановцы (и об этом говорят как сотрудники АЗС, так и сами водители), один раз облюбовав заправку, предпочитают покупать топливо только на ней. По крайней мере до тех пор, пока не разочаруются в ней.
9 июня активисты Ивановского представительства Федерации автовладельцев России (ФАР) решили проверить качество топлива на ивановских заправках (фоторепортаж: как это было). Методы такой проверки «в домашних условиях» легко обнаружить в интернете. Насколько они репрезентативны – другой вопрос. Впрочем, ивановский ФАР не делает поспешных выводов, признавая, что акция, проведенная 9 июня – это своего рода «пробный шар». При этом активисты ФАРа намерены продолжать тестирование топлива, совершенствуя методы определения его качества.
Всего было взято несколько образцов: АИ-80, АИ-92 – на заправке No name (рядом со старым драмтеатром), на нефтебазе («Газпромнефть»), на заправке Mannol на ул. Шевченко, АИ-95 – на заправке «Газпромнефть» на ул. Лежневской. Бензин приобретался в металлические канистры.
Что и как определяли:
Объем – измерение пробы мерной емкостью.
Плотность – измерение ареометром.
Наличие воды – добавлением марганцовки в емкость с бензином (при наличии воды марганцовка дает розовый цвет).
Наличие примесей керосина и масел – 1 мл пробы бензина наносится на белую бумагу. Если примесей нет, через некоторое время бензин испаряется, и бумага остается чистой. При наличии масел на бумаге остается жирное пятно.
Наличие смол – некоторое количество бензина наносится на стекло и поджигается. Сгорая, бензин оставляет на стекле след в виде концентрических колец. Если кольца имеют желтый или коричневый цвет, это говорит о наличии смол.
Комментарий Ивановского представительства ФАР:
«На всех заправках мы просили паспорта качества на бензин. Нам указывали на стену с паспортами, однако сроки действия вывешенных сертификатов не очень радовали. Был даже сертификат со сроком, заканчивавшимся в сентябре 2009. Позже мы попросим соответствующие органы провести проверки АЗС по поводу предоставления документов потребителям. А пока данные сертификатов даже не стоит рассматривать.
***
Для проверки топлива мы воспользовались «кустарными» методами, не обладающими лабораторной точностью, но позволяющие определить явные отклонения от нормы.
Нередко автомобилисты считают, что бензин на АЗС разбавляют водой. Расскажем немного о причинах появления воды в бензине. Бензин легче воды, и в танке на заправке вода опускается ниже уровня забора из емкости. Когда воды станет слишком много, она пойдет через кран в бак. Вероятность «попасть» на бензин с водой невысока, но она есть. Также можно нарваться на разбавленный бензин после того, как бензовоз переливал бензин в танк и поднял воду со дна. Бывают и ЧП, когда емкость прогнивает и в топливо попадают грунтовые воды.
Для определения наличия воды в бензине мы воспользовались марганцовкой. В бензине она совершенно не растворяется, но при наличии даже небольшого количества воды появляются разводы (мы и это проверили, добавив в бензин чуть-чуть воды). Стоит заметить, что данный тест успешно прошли все образцы бензина.
Вывод: Воды не оказалось ни в одной из проб. В нормальной ситуации бензин водой не разбавляют.
***
Каждый автовладелец знаком с нагаром на свечах, и многие уверены в том, что это остатки от присадок. Мы решили выяснить, какое количество несгораемых (или трудносгораемых) примесей содержится в бензине. Для этого теста мы взяли стекло размером 15*15 см и выливали на него 1 мл бензина. После этого подожгли бензин и наблюдали за процессом горения и изучали получившуюся после сгорания картину. После сгорания бензина образуется кольцо, которое позволяет судить о наличии и количестве смол и иных продуктов, не являющихся бензином. В данном тесте безоговорочно победил 80-й бензин. Кольца от смол практически не было. Хуже всего себя показал 92-й бензин с заправки Mannol – он горел с черным дымом, и толщина кольца смол приближалась к 3 см. Чуть лучше себя показал 95-й бензин с АЗС «Газпромнефти» у «Тополя». Но после его сгорания на стекле были видны маленькие черные точки, похожие на копоть, дым также был более темным, чем у остального бензина.
Вывод: Самый чистый — 80-й бензин. Самый плохой из проверенных – 92-й с Mannol. 95-й был только с одной АЗС, поэтому сравнить его было не с чем. Но он хуже остальных проб 92-го. В следующий раз обязательно возьмем несколько проб 95-го, чтобы понять, 95-й весь хуже, чем 92-й, или только эта проба.
***
Встречается также предположение, что нам в бак льют 80-й бензин вместо 92-го. Октановое число кустарными методами определить невозможно, но есть зависимость плотности бензина от его марки. В частности, нормальная плотность плотности 80-го бензина — 725 кг/куб.м, а 92-го – около 750 кг/куб.м. Отличить 95-й бензин от 92-го по плотности не представляется возможным, т. к. их плотность одинакова. Измерения проводились при температуре бензина 15-16 градусов Цельсия. Поправочные коэффициенты мы применять не стали, т. к. существенного влияния на экспериментальные данные при таких объемах они не оказывают.
Выводы: 92-й и 80-й бензины соответствуют заявленным маркам.
***
Во время замеров мы брали 3 величины: объем, плотность, масса. Из школьного курса физики известно, что любое из этих значений можно получить из остальных двух. Но мы хотели исключить возможность ошибки и решили измерять все. В итоге данные по недоливу на двух заправках не сошлись. Однако из-за возможной погрешности в расчетах вывод о недоливе на Mannol и «Газпромнефть» с 80-м бензином сделать нельзя. При этом стоит заметить, что 95-го «Газпромнефть» налил по-честному 10 литров. По расчетам на остальных заправках недолив составил 1-1,5% объема. Только повторные проверки одной и той же заправки позволят сделать выводы о намеренном недоливе либо «выжатом» шланге пистолета тем, кто заправлялся до нас».
Следующие проверки АЗС активисты ФАР намерены провести через несколько недель.
КОММЕНТАРИЙ
Евгений Давыдов, генеральный директор ООО «Петролеум»:
«На мой взгляд, подобные кустарные методы проверки качества бензина недостоверны и субъективны. Если активисты ФАР действительно серьезно озабочены этим вопросом, то им лучше обратиться в специализированные лаборатории. В Иванове их три. Кстати, специалисты лаборатории подскажут, как взять пробы топлива для анализа. Конечно, проведение анализа недешево, зато результаты будут объективными.
Я считаю, что проблема качества бензина для Иванова сегодня неактуальна. Об этом можно было говорить в конце 1990-х – начале 2000-х годов. Иваново – небольшой город, к тому же здесь нет федеральных трасс с большим числом транзитного транспорта, как, например, во Владимире. Ведь низкое качество топлива – это «болезнь» придорожных АЗС, для которых неважны постоянные клиенты. В Иванове же, наоборот, репутация для АЗС крайне важна, так что «бодяжить» топливо никто не будет, это только отпугнет людей.
Могу сказать о своей компании, что мы сами следим за качеством топлива, потому что годами заработанная репутация в нашем бизнесе значит очень многое».
http://www.chastnik.ru/2011/06/16/1331104/