Загрузка...
Ошибка

26 лет до конца света. Или меньше?

Ответить на тему

GDDR5

0  
-Астероидная угроза может прямо сегодня сделать реальностью сюжеты многих фильмов ужасов
Факт, известный всем астрономам: в опасной близости от Земли в космическом пространстве в разные стороны мчатся 818 гигантских астероидов километрового диаметра. Тех, что поменьше, никто и не считал. И это только то, что удалось пока разглядеть в телескопы. На самом деле вблизи нашей планеты опасных объектов во много раз больше. Что будет, если хотя бы один такой гость упадет нам на голову?
Недавно американские ученые из Института планетарных наук в штате Аризона провели компьютерное моделирование последствий столкновения Земли с космической глыбой диаметром в один километр. При условии, что он войдет в атмосферу на скорости 18 километров в секунду и врежется в океан под углом 45 градусов. Вышло, что тут же взметнется водяной фонтан диаметром в тысячу километров на высоту более 100 километров. Брызги и пар мгновенно унесут в атмосферу 42 миллиарда тонн воды. Что в таком случае станется с человечеством? Поиски ответа на этот вопрос в задачу исследователей из Аризоны не входили, но понятно, что катастрофа мирового масштаба неизбежна.
Естественно, сообщение из США снова породило разговоры о так называемой «проблеме 2036 года». А именно – об астероиде Апофис, который по расчетам ученых к этому времени подлетит к нашей планете настолько близко, что не исключена опасность столкновения. По словам председателя Планетарного сообщества американского ученого Дэна Герачи, эффект будет как от взрыва сотни ядерных бомб. Это при том, что диаметр Апофиса сравнительно невелик – всего от 270 до 415 метров. Выходит, обнаруженный астрономами в 2004 году, он недаром получил имя египетского Бога тьмы.
Погибать никому неохота и через 26 лет. Поэтому в разных странах известие о приближении астероида сильно оживило работы по защите от незваных гостей из космоса. За Апофисом неотрывно наблюдает университетский телескоп в Чили и американский инфракрасный телескоп НАСА на Гавайях. А что делается в России?
О проблемах обороны Земли «СП» побеседовала с Анатолием Зайцевым, директором российского Центра планетарной защиты действительным членом академии космонавтики имени Циолковского.-

Читать дальше...

«СП»: — Анатолий Васильевич, что делается в нашей стране для отражения возможной атаки Апофиса в 2036 году?
— Практически ничего. Хотя опасность не в одном лишь Апофисе. Вероятность его столкновения с Землей существует, но составляет всего один шанс из 45000. И это, конечно, неприятно, но кто его знает, что случится с Апофисом до 2036 года? Столкнется, допустим, с другим небесным телом размером с автомобиль и изменит траекторию. От этого угроза может возрасти, а может и вообще исчезнуть. Хуже другое. Намного раньше 2036 года наша планета рискует столкнуться с другим астероидом. Причем, — в любую минуту. Даже во время этого нашего разговора. Особенно, если тот подлетит со стороны Солнца, где телескопы почти ничего разглядеть не могут. Потому что астрономами обнаружена пока примерно лишь одна трехсотая часть подобных небесных тел с диаметрами от 50 метров и выше, которые по расчетам находятся в опасной близости от Земли. А удар 50-метрового астероида о земную поверхность – это знаменитый Тунгусский взрыв. Зона поражения – две Москвы.
«СП»: — Вы хотите сказать, что угроза может быть обнаружена за считанные часы до столкновения?
— Может быть, — за часы, может быть – за несколько месяцев. Сути это не меняет. Подготовить меры эффективного противодействия на сегодняшний день никто на планете все равно не успеет. Максимум, что в таком случае удастся сделать — если хватит времени — поточнее рассчитать район падения и быстренько эвакуировать оттуда население, промышленные и иные важные объекты. Недавно наш Центр по заказу МЧС России проводил исследования именно в этом направлении. Работали ядерщики из Снежинска, астрономы из Москвы и Санкт-Петербурга. Мы предложили спасателям, как подготовить прогноз района падения. Тогда, возможно, успеем хотя бы разбежаться. Ничего иного землянам пока предложить нельзя. Но это только если будем иметь дело с небольшим астероидом. Если прилетит небесное тело с километр в диаметре – ничего поделать вообще нельзя будет. Хоть за год узнаем о его визите, хоть за два. Случится глобальная катастрофа.
«СП»: — Но почему мы оказались столь беспомощны?
— Потому что проблемой защиты от астероидной опасности всерьез никто в мире никогда не занимался. Только американцы зашевелились в последние пятнадцать лет. И создали Центр малых планет. Потихоньку накапливают там информацию. В России такого нет. Нет вообще ничего, кроме нашего Центра планетарной защиты, который учрежден Академией наук и несколькими организациями, занимающимися космическими проблемами. Но финансирование Центра практически на нуле. Вот МЧС дало немного денег – мы исследования провели. И все снова затихло.
«СП»: — Что, по вашему мнению, следовало бы сделать в первую очередь?
— Первое и главное – нужно не мешкая создавать надежную систему наблюдения за космическим пространством. В СССР были некоторые ее элементы. Но один созданный в советские времена мощный локатор, способный посылать сигналы на миллионы километров в глубину космоса, расположен в Крыму. А это теперь Украина. Второй такой же – под Уссурийском. Тот просто в нерабочем состоянии, поскольку долгие годы не финансировался. Сейчас его потихоньку реанимируют. Два подобных радиолокатора работают в США. Человечеству необходим еще космический сегмент – орбитальные спутники с телескопами. Таких, как нужно, нет ни у кого.
«СП»: — А давно летающий американский космический телескоп «Хаббл»
— Для этого дела он не годится. Слишком узкий сектор обзора. Вот если опасный астероид будет обнаружен другими средствами, тогда «Хаббл» мог бы осуществлять слежение за ним.
«СП»: — Хорошо, допустим, угроза обнаружена и в распоряжение у человечества достаточно времени, чтобы ее парировать. Что можно предпринять?
— За рубежом предлагают разные варианты. Например, с помощью зеркал, установленных на космическом корабле, концентрировать на небесном теле солнечный свет и таким образом отклонять его траекторию. Или наоборот, облететь вокруг и попытаться обернуть светоотражающей пленкой. Только мне представляется это слишком уж экзотичным. Считаю, вариантов только два. Первый – сбить астероид с траектории космическим кораблем как обычной болванкой. Или – ядерный взрыв вблизи него. Но так, чтобы не разрушить.
«СП»: — А чем плохо разрушить?
— Будет множество осколков. И каждый из них потенциально опасен для Земли.
«СП»: — Сколько времени может понадобиться, чтобы создать такую систему планетарной защиты?
— При нормальном финансировании – лет 5-7.
«СП»: — Эта система обязательно должна носить глобальный характер?
— Хорошо бы. Но, думаю, если идти по этому пути, только международные переговоры затянутся на десятилетия. Сначала надо принять меры хотя бы в масштабе собственной страны. Правда, Россия без Украины в этом деле не обойдется. Не только из-за оставшегося в Крыму радиолокатора. Нам понадобится и космическая ракета «Зенит», которую делают на «Южмаше» в Днепропетровске. Главное ее достоинство – весьма короткое время подготовки к старту после установки на позицию. Этот фактор в борьбе с астероидной опасностью в некоторых случаях может иметь решающее значение.
-
 

nuzz

0  
не надоело еще:"конец света,конец света", всеравно в 2012 все поляжем Crying Or Very Sad
 

Trance

0  
Тоже никак не пойму, что все мусолят этот конец света...
Умрем, если, значит неизбежно и хрен с ним, наслаждаемся остатками жизни.
Не умрем, значит живем дальше...
 

Sergey1982

0  
Предпологаемые даты БП Mr. Green.
 

GDDR5

0  
улыбнуло это
3453452010, август - Аномальная жара и смог неизвестного химического состава, окутавший всея Россею. В результате - многие его не переживут, а счастливчики превратятся в зомби или в лучшем случае - в супермутантов. А русские-супермутанты - это ***мат*** похуже нашествия инопланетян.
 
▲ Наверх